Сноубординг – виды и техника катания

Фристайл (Freestyle, FS)

Фристайл – один из видов сноубординга, который, как соревновательная дисциплина, представляет собой трюковое катание, включающее прыжки, вращения, сальто, грэбы и т.д.
Фристайл в перводе с английского означает "свободный стиль". В этом виде спорта есть одна очень важная особенность: если в слалом – объективный вид спорта, тогда фристайл – "субъективный", поскольку судьи выставляют оценку за сложность и технику исполнения трюков, амплитуду прыжка, красоту и пр. Количество судей обычно колеблется от 3 до5 человек.
Фристайл в халфайпеВ фристайле, также как и слаломе можно выделить несколько видов. Одним из самых распространенных является халфпайп – катание в специальном наклонном желобе из плотного снега, по форме напоминающем половину разрезанной вдоль трубы. Этот желоб, который тоже называют "халфпайп" (Halfpipe) или "пайп", во многом похож на рампу скейтбордистов и роллеров. Спортсмен скатывается от одного края пайпа к другому, вылетает по радиусу, совершая при этом тот или иной трюк, «приземляется», вылетает с противоположной стороны пайпа и т.д. Длина халфпайпа в среднем составляет 100 м, высота от дна до верхнего среза – 3–4 м, наклон продольной оси – 15–20 градусов. Довольно новый вид квотерпайп (фигура, напоминающая одну, но очень большую стенку хафпайпа), который очень быстро завоевал популярность. Подробнее о том что такое халфпайп.

Некоторые черты, отличающие сноуборд для фристайла:

  • Доски обычно короче, легче, толще и более манёвренные;
  • Сноуборды имеют конструкцию ТвинТип (TwinTip), то есть и ноус ( передняя часть) и тэйл (хвост) одинаковы;

Снаряжение для фристайла:

  • Мягкие ботинки;
  • Обычные мягкие крепы;
  • Максимальная защита.

Фрирайд (Freeride, FR)

Фрирайд, катание вне трассСвободное катание - катание вне подготовленных трасс и, как правило, вне области горнолыжного обслуживания псевдогородов лыжной индустрии. Чистота спуска определяется единством и слиянием с природой снега, пониманием механизмов взаимодействия со склоном.
Однако в основе мастерства профессионального райдера лежит стиль и техника его катания, основанная на умении видеть и выбирать маршрут спуска. То есть, на умении "думать" в горах. Качество катания в сноубординге оценивается отсутствием падений, непрерывностью движения, контролем и агрессивностью спуска. Эти навыки закладываются еще в городских парковых условиях.
Все, что происходит во время катания на сноуборде, зависит от воздействия снега. При разгоне райдера снег помогает тем, что он скользкий. Во время торможения и остановки снег замедляет движение, оказывая сопротивление скользящей поверхности. При повороте снег толкает райдера в том направлении, куда тот хочет двигаться.
Снег воздействует на райдера двумя путями. Первый - это сила трения между снегом и скользящей поверхностью сноуборда. Сила трения только замедляет движение, но она не поворачивает райдера. Эта сила воздействует в направлении, параллельном скользящей поверхности сноуборда. Смазывая скользящую поверхность, можно контролировать силу трения.
Второй путь воздействия - это сила сопротивления сжатию и ломке снега. Именно это свойство снега заставляет сноуборд поворачивать и переходить из одной резаной дуги в другую.
Чем плотнее снег, тем больше сопротивление и тем большую силу нужно приложить, чтобы сжать его еще плотнее. Райдер давит на снег, а снег давит обратно. Сила со стороны снега называется силой реакции снега. Она будет зависеть от вида снега и типа снежной поверхности с ее микрорельефом.
Главный принцип движения вне трасс заключается в следующем: снег спрессовывается под сноубордом до тех пор, пока сила реакции снега не возрастет до такой степени, что сможет поворачивать райдера. На ледяном склоне снег спрессовывается быстро, в целине - медленно и постепенно. Это похоже на действие масла на нож, когда вы хотите сделать бутерброд на завтрак.
Сила реакция снега является своего рода датчиком для опытных любителей катания в целине. Когда райдер начинает ее чувствовать, балансировать с учетом этой силы и оценивать качество своих движений по ней, он в своем катании переходит на другой уровень. Все эти качества можно назвать ощущением при катании.
Снег - одно из самых широко распространенных явлений природы, активно воздействующее на людей в различных уголках мира. Лежащий на горных хребтах, деревьях, крышах домов, он кажется таким неизменным и нежным, как сахарная вата в парке с аттракционами. Однако каждый профессиональный фрирайдер, долго катающийся в горах, знает, что снег - самое изменчивое вещество на свете. С момента превращения капельки воды в снежный кристалл, снег не перестает изменяться до тех пор, пока опять не превратится в воду, и круговорот воды не продолжит свой путь.
Для того чтобы кататься в Больших горах, необходимо тренировать шестое чувство - чувство снега. Зная природу снега, вы сможете великолепно предсказывать все сюрпризы природы вне трасс.

В оригинале этот стиль обожает "пухляк" ( нетронутый снег, перина, целина и т.д), райдеры данного стиля так и ждут выпадения свежего снега для того чтобы начать спуск. Некоторые расценивают фрирайд как стиль для новичков и начинают с покупки фрирайд сноуборда для новичков. Но техничный фрирайд - это далеко не самый лёгкий стиль! Данный стиль самый популярный и поэтому большинство сноубордов, которые продаются в сноуборд-шопах, именно для фрирайда. Многие сноуборды разработаны для фрирайда.

All mountain, fullride - универсальный стиль, фрирайд с элементами фристайла - катание по трассам и неподготовленным склонам с выполнением прыжков, полетов и других трюков.

Back country (бэккантри) - подъем пешком, на ратраке (сноукэтскиинг) или на вертолете (хелибординг) на дикие вершины и спуск с них в объезд трасс, спасателей и здравого смысла.

Extreme - катание на высоких и сверхвысоких скоростях везде, где только можно (и где нельзя тоже).

Heli-ski - заброс райдеров на труднодоступные склоны вертолётом и с дальнейшим спуском с них по целинному снегу. 

Вот некоторые черты, по которым можно узнать доску для Фрирайда:

  • Обычно более длинные и широкие сноуборды (что позволяет им не застревать в целине);
  • Обычно передняя часть (Nose) сноуборда длиннее и стойка райдера смещена ближе к концу (Tail), чтобы было легче выплывать из пухляка;


Снаряжение для фрирайда:

  • Мягкие ботинки;
  • Обычные мягкие крепления;
  • Специальные рюкзаки, со всеми необходимыми для фрирайда вещами, начиная с плэйера и заканчивая лопатой, щупом, бипером;
  • Специальная одежда (высокотехнологичная и функциональная).

Карвинг, фрикарв (Carving, Freecarve, FC)

Скоростное катание на жестких досках и в жестких ботинках, преимущественно по подготовленным трассам. Постоянный контроль и невозможность расслабиться. Самые красивые следы от доски на склоне. Популярен среди бывших лыжников, может быть из-за некоторого сходства снаряжения. За рубежом каждый десятый сноубордист - приверженец этого стиля, в России - практически нулевая популярность, очевидно, из-за отсутствия нормальных трасс. Карвинг достаточно сложен, и чтобы научиться ему, нужно время.

Alpine - катание на узкой, жесткой доске, по жестким же трассам.

Racing - тренировки и соревнования (слалом, скоростной спуск) на специально подготовленных трассах.

Бордеркросс (Boardercross, BX) - не стиль, а соревновательная дисциплина, объединяющая все способы катания. Общий старт и спуск по трассе, состоящей из крутых поворотов, бугров, трамплинов. Очень зрелищно и интересно.

Снаряжение для для Карвинга:

  • Длинные и жесткие доски;
  • Жесткие ботинки;
  • Жесткие крепления.

Джиббинг (Jibbing)

Катание по всему кроме снега. Перилы, деревья, грани... В первую очередь это баланс, точек опоры гораздо меньше! Снаряжение такое же, как и для фристайла, только берутся доски, какие не жалко, и стачиваются канты, чтобы не цеплялись при скольжении.

Сноуборд-кросс, бордер-кросс или борд-кросс (Snowboard cross)

Сноуборд-кросс, он же бордер-кросс или проще борд-кросс - одна из спортивных дисциплин сноубординга. Как олимпийская дисциплина сноуборд-кросс еще весьма молода, в соревновательную часть ее включили только в 2006 году, в Турине. Но уже сегодня многие любители сноуборда называют этот вид спорта самым прогрессивным и интересным. Основан он не на времени прохождения трассы, как это обычно бывает в горнолыжных дисциплинах, а на прямом соперничестве спортсменов, которые должны преодолеть достаточно длинную и сложную дистанцию со всевозможными преградами и трамплинами. Трасса должна быть сконструирована так, чтобы сноубордисты могли по ходу движения набирать максимальную скорость к концу гонки. Учитывая, что борьба идет не со временем, и тактика на каждую гонку строится индивидуально.
Подробнее о сноуборд-кроссе, как о олимпийской дисциплине.