Смена канта (переход с канта на кант)

Смене канта во всех учебниках посвящаются самые многословные разъяснения. И не случайно. Этот элемент катания вызывает у новичков большие трудности, а ведь значение его - основополагающее. Эффективная работа ног, рук и корпуса райдера, правильное использование собственного веса и сил инерции в момент энергичной карвинговой перекантовки - важнейший и красивейший элемент стильного силового катания на сноуборде. Сейчас ваша задача просто научиться менять кант. И задача эта вами уже решена - если Вы хорошо освоили предыдущие упражнения. Дело в том, что никаких новых движений для выполнения простой перекантовки вам не понадобится. По сути дела, чтобы научиться переходить на другой кант, вам надо просто объединить некоторые ваши навыки. Вы не спеша двигаетесь траверсом, затем плавно опускаете доску почти плоско на склон. Уже привычным для себя движением доска начинает разворачиваться носом к линии склона, скорость - расти. Сердце спокойно и стойка остается правильной? Тогда Вам не составит труда разрешить доске встать точно по линии склона, а затем, как в "гирлянде", спокойно перейти в дугу, только уже на другом канте - ведь если доска едет точно вниз, то какая разница, в какую сторону поворачивать.

Начните, как всегда, с исходного положения: Вы стоите на верхнем канте, удерживая доску от соскальзывания. Большинству сноубордистов, примерно девяти из десяти, переход с переднего канта на задний дается гораздо тяжелее, чем наоборот - с заднего канта на передний. Поэтому, предположив, что Вы входите в большинство, начните со статистически более простого упражнения: с заднего канта попробуйте перейти на передний.

Итак, Вы в исходном положении, на заднем канте. Опуская носки ботинок, отправьте доску в соскальзывание, что вы уже умеете, затем, перенося вес на переднюю ногу, заставьте доску повернуться вниз по склону - это Вы тоже умеете (помните, упражнение "Клюшка"). Дальше начинается нечто новое: когда доска начинает катиться вниз, Вы, оставаясь на передней ноге, переносите вес тела от верхнего канта к нижнему, перемещая центр тяжести за среднюю линию к другому канту. Доска, подчиняясь вашим командам, будет разворачиваться вниз по склону все больше и больше. В момент, когда Ваш центр тяжести будет пересекать ее среднюю линию, доска окажется катящейся вертикально вниз на всей своей плоскости. Затем, когда центр тяжести окажется по другую сторону от средней линии, доска перейдет на передний кант и покатится на нем.

Ваша задача - сделать так, чтобы непосредственно момент перехода был как можно короче, т.е. чтобы доска не катилась на плоскости, а лишь на мгновение касалась ею снега. Чтобы добиться этого, нужно переносить центр тяжести через среднюю линию доски без промедления и остановок.

Если Вы, выполняя поворот, замешкались, и доска набрала слишком большую скорость, верните корпус в первоначальное положение и закантуйтесь.

Остановитесь, отдышитесь и попробуйте сначала. Но когда Вы решились на поворот, не останавливайтесь: если доска покатилась вертикально вниз, остановить ее через пару секунд будет очень сложно.


Ваш корпус должен перемещаться ровно, без остановок. Чем быстрее вы перенесете центр тяжести по другую сторону средней линии доски, тем быстрее доска выполнит поворот.

Основные ошибки:

Неправильная стойка, неуверенность при движении доска встаёт по линии склона, она будет ехать, быстро разгоняясь. Получается, препятствие, которое вам надо преодолеть в этом упражнении - свой страх.

Очень распространенная ошибка - закручивание корпуса в сторону поворота. На малых скоростях так, и в самом деле, поворачивать проще, но, привыкнув к этому, отучиться будет очень трудно. Лучше не привыкать. Корпус должен оставаться неподвижным - меняется только его наклон относительно доски!

Исправление ошибок:

Не позволяйте страху испортить вашу стойку! Не спешите! Ускорить вход в простую перекантовку не сложно. А вот выход из нее уже на другом канте и сброс скорости так и тянет ускорить за счет сброса хвоста доски. Некрасиво, но довольно эффективно. И все же, стремитесь к правильной дуге, пусть даже за счет значительного увеличения ее размеров.

Представьте, что Вы падаете вперед с прямым корпусом. А теперь, преодолейте мгновенный страх и упадите вперед (не сгибая туловище) в момент, когда доска поехала вертикально вниз. Доска мгновенно повернет и поднырнет под вас, а Вы, скорее всего, даже не коснетесь снега.

После того, как у Вас получится переход с заднего канта на передний, попробуйте исполнить обратный вариант - перейти с переднего канта на задний. Встаньте в исходное положение на передний кант. Опуская пятки, отправьте доску в соскальзывание, затем, перенося вес на переднюю ногу, заставьте доску повернуться вниз по склону. Не останавливая поступательного движения корпуса перпендикулярно доске, перенесите центр тяжести через среднюю линию. Доска развернется и покатится на заднем канте.

Кажущаяся сложность перехода с переднего канта на задний носит чисто психологический характер: во-первых, ехать на переднем канте всегда удобнее, чем на заднем, и переход от "хорошего" к "плохому" мало кому нравится; во-вторых, при выполнении этого элемента необходимо откинуться всем корпусом назад, что довольно страшно, так как не видно, куда откидываешься и нельзя выставить руки для смягчения падения. Не стоит волноваться: доске все равно, нырять под Вас спереди или сзади, и если вы в момент, когда она катится вниз, откинетесь назад (не присядете, не "отклячите" зад, а откинетесь всем корпусом), все у Вас получится так, как надо.

Если вдруг переход с переднего канта на задний никак не будет удаваться на выбранном вами склоне - попробуйте склон покруче. Доска будет работать совсем по-другому, и может быть, удача улыбнется. Учтите только, что на крутом склоне решения нужно принимать очень быстро - каждая секунда промедления будет неумолимо приближать вас с бешеной скоростью к окончанию склона, или даже тренировочного дня.

Со временем алгоритм перекантовки будет становиться для Вас все более привычным, будет расти скорость, будут уменьшаться дуги, и скоро Вы поймете, что все эти виражи, сбросы, траверсы и перекантовки нужны не для того, чтобы бороться со скоростью, а совсем, наоборот - для того, чтобы ехать как можно быстрее, чтобы, не теряя контроля над доской, выжать из нее максимум возможности.